В 1 квартале 2008 года в Украине кредиты на приобретение недвижимости составляли 16,7% всех оформленных займов. Более 70% банковских кредитов украинцы берут на приобретение потребительских товаров.
Такие данные получены компанией GFK в ходе регулярного исследования рынка банковских услуг для физических лиц.
Аналитики отмечают, что доля кредитов для уплаты услуг составляет 7%, 5% - доля кредитов на приобретение авто, кредиты на рефинансирование составляют лишь возле 1% от общего количества кредитов.
Структура пользования кредитами в первом квартале 2008 года не изменилась по сравнению с четвертым кварталом 2007 года.
Услугой, которой чаще всего пользуются частные лица - клиенты, остается оплата коммунальных платежей. В первом квартале 2008 уровень пользования этой услугой увеличился на 5% - до 73,5% клиентов банков.
В то же время, в первом квартале 2008 года рока была заметна динамика роста уровня пользования почти по всему услугам. В частности, по сравнению с четвертым кварталом 2007 года статистически значимо вырос уровень пользования пластиковыми карточками (на 3 процентных пункта), текущим счетом (на 4,1п. п.), обменом валют (на 1,5 п. п.), денежными переводами (на 2,4 п. п.), банковскими депозитами (на 2,6 п. п.), кредитами по карточке (на 3 п. п.) и операциями с купюрами и монетами (на 1 п. п.).
Аналитики отмечают положительную динамику уровня пользования пластиковой карточкой. Сохранение такой динамики может привести к тому, что такая услуга может стать лидером среди банковских услуг.
Также наиболее перспективными услугами остаются пластиковые (кроме кредитных) карточки (10,6%), кредиты на потребительские товары (7%) и депозитные счета (6%).
В частности, по сравнению с четвертым кварталом 2007 года значимо вырос показатель намерений использования пластиковых (кроме кредитных) карточек (на 1,5%), депозитов (на 4,2%), денежных переводов (на 1,3%) и кредитных карточек (на 0,8%).
При этом все больше респондентов пользуются двумя или больше банковскими услугами
Аналитики GFK отмечают, что по сравнению с четвертым кварталом 2007 года увеличилась частица тех, кто получает социальную помощь, пенсию и зарплату на счет, однако доля перевода доходов физлиц на карточку существенно не изменились.
Также аналитики GFK обратили внимание, что в первом квартале 2008 года снизилась доля тех граждан, кто не могут экономить, но не имеют потребности в дополнительных ресурсах. При этом респонденты, которые считают, что могут экономить, в 2008 году реже оценивают настоящее время как хорошее, для того чтобы положить деньги в банк.
Анализируя политику банков по привлечению клиентов, специалисты GFK отмечают, что в первом квартале 2008 года, относительно предыдущего рока наблюдается рост уровня знания почти всех банков, что может быть результатом довольно активных рекламных кампаний, акций, которые проводились банками в январе 2008 года.
Уровень пользования услугами Ощадбанка резко возрос в первом квартале 2008 года - до 41,3%. Количество тех граждан, которые считают этот банк основным - составило 22,9%.
Несколько более половины респондентов (54%) продолжают пользоваться услугами одного банка, однако по сравнению с четвертым кварталом 2007 года волной эта доля значимо уменьшилась. Доя тех, кто пользуется услугами трех банков значительно выросла и составила 11%.
Аналитики GFK также проанализировали потенциал банка - респондентов, которые считают банк привлекательным, но не являются его клиентами. Соотношение потенциала банка к количеству его клиентов показывает относительный потенциал банка (индекс потенциала).
В результате анализа оказалось, что на сегодняшний день наибольший потенциал имеет «Райффайзен Банк Аваль» - 10% опрошенных, Приватбанк - 8%, Ощадбанк имеет наибольшую долю клиентов (41%), но довольно низкий показатель потенциала (3%).
Исследование проводилось на данных опроса населения за первый, второй и четвертый кварталы 2007 года и первый квартал 2008 года.
Выборка опроса в первом квартале 2008 года составила 3000 респондентов. Выборка является репрезентативной для населения Украины старше 16 лет по полу, возрасту, региону проживания и размером населенного пункта. Опрос проводился методом личного интервью.
В опросе использовался список из 34 банков и 4 небанковских учреждений.